"Я все чаще вижу на наших дорогах затонированные автомобили. Одно дело, когда с завода, но другое - когда сами тонируют. Подскажите, пожалуйста, можно ли и если да, то сколько процентов? А то сколько людей - столько мнений. Спасибо. Дмитрий Минов".
Если по порядку, то было время, когда любая тонировка была запрещена президентским указом, несмотря на противоречие международным правилам. Но после коллективного обращения автомобилистов и сбора более 8 тысяч подписей за разрешение тонировки последнюю частично разрешили. А именно: президент издал указ №634 от 17 декабря 2009 года, и с января 2010-го право участия в дорожном движении получили автомобили со стеклами, окрашенными в массе, то есть только с заводской тонировкой, кроме лобового и боковых передних. При этом светопропускная способность задних стекол автомобиля должны быть не менее 70%.
Таким образом, на сегодняшний день тонировка разрешена, если ее делали на заводе вместе с машиной и если она пропускает не меньше 70% света. Пленочная же или какая-либо другая (незаводская) тонировка запрещена ПДД (п.37 гл.7 Приложения 4) и истолковывается как "изменение конструкции автомобиля", что влечет наказание по ч.3 ст.18.12 КоАП РБ в виде предупреждения или штрафа до двух базовых величин.
Почему одни водители могут ездить с тонированным стеклом в машине, а другие - нет? Как показал мой личный опыт общения с работниками ГАИ и нашего совместного рейда ("Один день с ГАИ", "АБ" №44 за 2008 г.), есть водители, которые сознательно тонируют свои автомобили и готовы платить за это штраф. Относятся они к этому как к своеобразному налогу на комфорт: мол, "почему бы и нет, если другой (законной) возможности не существует, а средства позволяют". Так что тонируйтесь, Дмитрий, как хотите, если можете позволить себе оплачивать это удовольствие по требованию столько раз, сколько повезет (или не повезет).
Игорь МОСКАЛЕНКО.